Кубанский котел

В городе Славянск-на-Кубани одиннадцать коллективов заявили о готовности к забастовкам из-за прокурорского давления

Коллективы предприятий Славянска-на-Кубани требуют прекратить “кошмарить” местный бизнес “незаконными уголовными преследованиями” и отправить в отставку межрайонного прокурора Алексея Долгана. Открытое обращение к президенту России Владимиру Путину, генеральному прокурору Игорю Краснову, депутатам Госдумы РФ, губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву и краевому прокурору Сергею Табельскомуопубликовала “Новая газета Кубани”. Требования трудовых коллективов поддержали общественники из организации “Защита” и — совсем неожиданно — сотрудники отдела МВД России по Славянскому району, которые просят защитить их “права, честь и достоинство от произвола Славянского межрайонного прокурора”. Случай беспрецедентный, но тут, видимо, допекло дальше некуда.

Полицейские следователи реально опасаются, что их могут привлечь к ответственности за “совершение должностных преступлений” из-за “неоднозначных уголовных дел”, которые, как утверждается в обращении, они вынуждены возбуждать в отношении субъектов малого и среднего бизнеса по устным указаниям прокурора Алексея Долгана. “Нами управляют будто в частной конторе по решению вопросов заказчиков”, — пишут сотрудники ОМВД России по Славянскому району и приводят конкретные примеры необоснованных, по их мнению, уголовных преследований местных предпринимателей.


Череда обысков стала последней каплей

Недавняя череда обысков, в том числе на квартире генерального директора ОАО “Славянскгоргаз” Алексея Позднякова, похоже, стала последней каплей, переполнившей чашу терпения и коллективов, и руководителей предприятий Славянска-на-Кубани и, возможно, самих следователей.

Во-первых, в случае с ОАО «Славянскгоргаз» речь идет о стратегическом предприятии газовой инфраструктуры, транспортирующим “голубое топливо” населению, бизнесу, социальным объектам города и района, которое из-за прокурорского давления лихорадит уже долгие месяцы. Во-вторых, само уголовное дело, в рамках которого было проведено “следственное мероприятие”, воспринимается многими как откровенный фарс и издевательство над базовыми принципами права. В-третьих, поводом для его возбуждения стали долги совсем другого ООО “Славянские тепловые сети” — бывшей муниципальной котельной, снабжающей теплом и горячей водой жилые дома, школы, детские сады и медучреждения Славянска-на-Кубани.

Ранее по этим обстоятельствам уже возбуждалось уголовное дело. Следствие вел Славянский межрайонный отдел СУ СК РФ по Краснодарскому краю. Дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления. Было установлено, что причиной финансовой несостоятельности ООО “Славянские тепловые сети” является устаревшее оборудование, ветхость магистральных теплотрасс и другие, вполне стандартные для ЖКХ факторы. Постановление о прекращении уголовного дела обжаловалось, но было признано законным судами первой и апелляционной инстанций.

Но по прямому указанию Славянской межрайонной прокуратуры, возглавляемой Алексеем Долганом, возбудили новое дело вопреки базовому принципу юриспруденции «non bis in idem» (“не дважды за одно и то же”). Ну, прямо какой-то концерт по заявкам!

В самом постановлении о возбуждении уголовного дела содержатся сомнительные сведения о якобы аффилированности двух предприятий — ООО “Славянские тепловые сети” и ОАО “Славянскгоргаз”. Ирония в том, что коммунальная организация является должником ОАО «Славянскгоргаз», коей тепловики задолжали свыше 67 млн рублей. Это подтверждено решением Арбитражного суда Краснодарского края. То есть ОАО “Славянскгоргаз” впору признавать потерпевшей стороной, а не обыски устраивать!

Хотя уголовное дело возбуждено по факту, есть зримые признаки того, что под его сурдинку ведется сбор материалов именно против ОАО “Славянскгоргаз”, подвергшегося очередной рейдерской атаке. Его работников стали вызывать в прокуратуру, отдел полиции, начались обыски и выемки, на предприятие обрушилось множество внеплановых проверок различных контрольных органов. А обыск на квартире Алексея Позднякова стал просто апофеозом этого “закошмаривания”. Ведь на должность гендиректора ОАО “Славянскгоргаз” он был назначен в феврале 2020 года и в этом качестве, ну, никак не мог иметь отношения к событиям 2012-2018 годов, когда были накоплены долги ООО “Славянские тепловые сети” перед поставщиками газа!


Маски-шоу в ответ на критику прокурора

Также в числе вероятно «заказных», судя по всему, — уже нашумевшее в Краснодарском крае уголовное дело в отношении ООО “Прибой-Плюс”, построившего в Славянске-на-Кубани современную школу для 825 учащихся. Кстати, там буквально во время написания этого материала тоже прошли «маски-шоу», которые были устроены, по-видимому, в отместку руководителю предприятия сразу после публикации его критики в адрес прокурора Долгана в «Новой газете Кубани».

Строительство школы позволило решить проблему обучения в две смены для нескольких городских микрорайонов — выполнить задачу, поставленную президентом России Владимиром Путиным. За что Славянская межрайонная прокуратура “отблагодарила” подрядчика (единственного, кстати, кто взялся за такой социально значимый объект) уголовным делом о мошенничестве.

Согласно контракту, ООО “Прибой-Плюс” должно было завершить работы до 31 декабря 2018 года. Еще два месяца отводилось на устранение недостатков, если заказчик — МКУ «Управление капитального строительства» Славянского района — их обнаружит. Но не дожидаясь истечения этих сроков межрайонная прокуратура устроила проверку, а затем инициировала уголовное дело якобы об оплате не выполненных работ.

“Более пяти раз на предприятие приезжала полиция и ОМОН… Помимо выемки документов, связанных с исполнением муниципального контракта, у предприятия была изъята вся бухгалтерская, финансовая, учредительная документация, договоры лизинга, договоры займа за последние три года и даже взяты образцы изготавливаемого предприятием бетона, хотя по муниципальному контракту уже была сделана экспертиза по предъявляемому качеству бетона для строительства школы”, — пишет “Новая газета Кубани”.

Самое удивительное, что директору предприятия Александр Шапарю не предъявлено никаких обвинений. Формально он — всего лишь свидетель. Соответственно, не имеет права на защиту, не может ознакомиться с постановлением о возбуждении уголовного дела и другими материалами, участвовать в подготовке вопросов для экспертов. Зато у него дома проведен обыск, в ходе которого изъято даже свидетельство ИНН, а у его супруги — миллион рубле, законность происхождения которого подтверждена документально. Но деньги до сих пор удерживаются следствием.

“Следователи меняются один за другим, уже порядка пяти человек сменилось… Вокруг предприятия создался такой фон, что с нами никто не хочет работать, говорят: «У вас бетон закажешь, завтра к нам с обыском приезжают!» Работа практически стоит… Пытаюсь кредитоваться, но службы безопасности банков не пропускают мои документы из-за уголовного дела”, — рассказал Александр Шапарь «Новой газете Кубани”. Предприниматель уверен, что вся эта ситуация могла быть создана с целью его устранения со строительного рынка.

Для следователей ОМВД России по Славянскому району уголовное дело ООО “Прибой-Плюс” — тяжкий крест. Не получается передать его в суд — перспективы представляются нулевыми. А из-за этого, по мнению написавших обращение полицейских, межрайонная прокуратура, возглавляемая Алексеем Долганом, возвращает “другие уголовные дела для дополнительного расследования”. Поступают указания о проведении обысков “только лишь с целью оказания психологического давления”, а также “на фирмах, не имеющих отношение к расследуемому делу”. Причем, по несколько раз.


Незаконное преследование

Обыски в офисах и квартирах предпринимателей Славянска-на-Кубани после назначения межрайонным прокурором Алексея Долгана стали почти обыденным делом. Но вред производственной деятельности и репутации предприятий они наносят серьезный. И вопрос о том, кому это выгодно, отнюдь нериторический.

В октябре 2019 года сотрудниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Славянскому району было проведено “обследование” производственной территории ОАО “Маслозавод “Славянский”. В результате были изъяты: электронная база “1С-бухгалтерия” за 8 лет, технические журналы, копии кадровых документов. Работа производственного предприятия была дестабилизирована, его деловой репутации нанесен очевидный ущерб.

Основанием для этого послужило сопроводительное письмо Славянского межрайонного прокурора с материалом о предполагаемом мошенничестве (ст. 159 УК РФ). По закону, в случае выявления прокурором признаков преступления ему надлежит вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. Но никакого постановления не было — только послание в вольном стиле. Равно как не было и никакого заявления от потерпевшей стороны или рапорта сотрудника полиции о выявлении признаков состава преступления. Между тем, уголовные дела о мошенничестве (ч.ч. 1-4 ст. 159 УК РФ) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Иного порядка закон не предусматривает!

В итоге Славянский городской суд признал незаконными регистрацию материала в ОМВД России по Славянскому району, проведение проверки и изъятие документов. Хотя отчасти полицейских понять можно: прокурор Алексей Долган указал! Письмо прислал! Кто пойдет против прокурора?

В деловых кругах Славянска-на-Кубани ходят упорные слухи о том, что противоправную акцию в отношении ОАО “Маслозавод “Славянский” заказал известный краснодарский “решала”, имеющий серьезные личные интересы в другом предприятии аналогичного профиля. Иными словами, речь может идти о недобросовестной конкуренции, орудием которой с неловкой (или, напротив, очень ловкой?) подачи Славянской межрайонной прокуратуры оказались правоохранительные органы.


Засланная “мата-хари”

Полицейским следователям Славянского ОМВД, выполняя указания свыше, приходится не только проводить бессмысленные и незаконные обыски и выемки, но и пускаться на откровенные провокации. В мае 2019 было возбуждено уголовное дело в отношении двух предпринимателей-застройщиков. По версии следствия, они нарушили законодательство об участии граждан в долевом строительстве многоквартирных домов — возжелали собрать деньги с будущих собственников жилья в доме, который был еще не достроен и не введен в эксплуатацию. По предварительному сговору и в особо крупном размере. А это карается по ч. 2 ст. 200.3 УК РФ. Правда, дело было возбуждено с оговоркой на ч. 3 ст. 30 УК РФ — покушение, так как, по мнению следствия, преступление не было доведено до конца из-за вмешательства блюстителей закона.

Но есть другая версия о том, что к застройщикам была подослана некая «мата-хари”, слезно, на все лады умолявшая одного из них продать квартиры в недостроенном доме. Дескать, очень нужны они ей, жизненные обстоятельства так складываются, деньги хочет надежно вложить в недвижимость, защитить от инфляции и все такое. Уговаривала, уговаривала — и уговорила. Застройщик согласился заключить с настойчивой гражданкой два предварительных договора купли-продажи квартир стоимостью 1,879 млн рублей каждая и принял предоплату в размере 1,5 млн рублей.

Предпринимателя тут же взяли под белые рученьки борцы за экономическую безопасность и против коррупции. Оказалось, что весь цирк с уговорами продать квартиры в недострое был заранее подготовленным оперативным экспериментом, проще говоря, провокацией. Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, одно из самых опасных нарушений, совершаемых оперативниками. По мнению высшей судебной инстанции, под ней следует понимать подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий.

Но никто из организаторов и участников провокации не был привлечен к ответственности надзорным органом. Напротив, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено Славянской межрайонной прокуратурой, возглавляемой Алексеем Долганом, и началось полномасштабное уголовное преследование. Под его каток попали оба бизнесмена-застройщика, хотя один из них вообще отсутствовал при заключении договора купли-продажи квартир.

Для юриста, тем паче — прокурора, должна быть очевидна разница между договором купли-продажи, еще и предварительным, и договором участия в долевом строительстве жилья. Никаких дольщиков или пайщиков строившийся предпринимателями дом сроду не имел, средства привлекались из оборота бизнеса и иных коммерческих источников. Реклама о долевом строительстве данного дома не распространялась. Жилищно-строительный кооператив не создавался и не регистрировался.

Но застройщиков интенсивно допрашивали, проводили обыски, одновременно отпугивая потенциальных покупателей квартир требованиями писать заявления на предпринимателей. Появились, как водится, некие посредники, предлагавшие “решить проблему” на определенных условиях. В итоге после вмешательства краевой прокуратуры уголовное преследование было прекращено в связи с отсутствием состава преступления. А вопрос о том, кто погрел руки на провокационно раздутом из ничего деле, до сих пор остается открытым.


Особая позиция «бизнес-покурора»

Заинтересованность Славянской межрайонной прокуратуры в делах с экономической подоплекой особенно ярко проявилась в истории ООО “Кубанские деликатесы”, получившей широкий резонанс на федеральном уровне. В октябре прошлого года группа из восьми вооруженных людей ворвалась на территорию этого завода. В перестрелке с охраной предприятия пострадали представители обоих сторон. В частности, один охранник предприятия был ранен в голову из травматического пистолета, второй получил легкое ранение. Инцидент стал результатом корпоративного спора между двумя собственниками ООО “Кубанские деликатесы”.

Казалось бы, все очевидно. Даже если один из недавних партнеров тысячу раз прав, то это не повод устраивать вооруженное нападение на предприятие. Получи судебное решение, дождись его вступления в законную силу и приходи с судебными приставами. А уж коли устроил перестрелку — отвечай, как говорится, по всей строгости. На это же указал и Верховный суд РФ, отметив, что стрельбу в голову из травматического оружия следует рассматривать как покушение на убийство.

Но оказалось, что у Славянской межрайонной прокуратуры во главе с Алексеем Долганом — своя, особая позиция. Надзорный орган фактически выступил в защиту нападавших. Действия охранников ООО “Кубанские деликатесы”, защищавших предприятие от вооруженных захватчиков, первоначально квалифицировались по п. «з» ч. 2 ст. 112 УК РФ — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Но затем, надо полагать, не без ведома и участия прокуратуры, были переквалифицированы на более тяжкую ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 105 УК РФ — покушение на убийство. Напротив, причинение ранения головы охраннику ООО «Кубанские деликатесы» по-прежнему квалифицируется по п. «з» ч. 2 ст. 112 УК РФ, что противоречит позиции Верховного суда РФ.

Предвзятость проявилась и в том, что прокурор возражал против временного отстранения от должности незаконно назначенного генерального директора ООО «Кубанские деликатесы» Блинкова. По решению Арбитражного суда он вообще не имел права занимать руководящие должности в организациях, так как ранее был признан банкротом. Но когда суд первой инстанции все-таки отстранил его от должности, прокурор внес апелляционное представление.

Отметим, что против отстранения Блинкова возражал также один из конфликтующих совладельцев завода — бизнесмен Скрипка. Можно ли поверить в то, что солидарность с ним прокуратуры — чистая случайность? Особенно, если принять во внимание, что возбуждение уголовного дела в отношении самого Скрипки и его сына по ст. 185 УК РФ — фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров — блокировалось Славянской межрайонной прокуратурой. Дело было возбуждено и расследуется Следственным управлением СКР по Краснодарскому краю.


Как “кошмарят” полицейских

В общем, полицейских, написавших обращение, понять можно. Судя по тексту, их не только вынуждают “кошмарить” бизнес, но и “кошмарят” самих. “Фактически наш следственный отдел находится на ручном управлении прокурора Долгана А.В., он определяет кадровую политику, распоряжается уволить следователей и согласует их назначения, что привело к большой «текучке» в отделе и парализации работы… Мы, следователи, часами вынуждены стоять в коридоре прокуратуры с делами, чтобы поставить формальную подпись, согласовать позицию по делу, получить устные указания о направлении следствия. При этом коллектив прокуратуры за полтора года почти дважды сменился, вновь пришедшие сотрудники прокуратуры не компетентны, имеют не только малый жизненный опыт и слабые знания о предварительном следствие, но и непомерные амбиции, как будто высокомерные патриции — прокуроры руководят отвратительными плебеями — полицейскими”, — говорится в обращении.

Тем более, понятно негодование трудовых коллективов. Ведь уголовные преследования с бесконечными обысками, выемками и провокациями напрямую отражаются на финансово-экономическом положении малых и средних предприятий, которые являются основными работодателями и налогоплательщиками Славянска-на-Кубани. Увы, число рабочих мест, а значит и налогооблагаемая база, на столь неблагоприятном фоне сокращается. Например, в ООО “Прибой-Плюс” в 2018 году трудилось 35 человек, теперь — 15. Коллектив ООО “Кубанские деликатесы” сократился со 150 до 57 человек. И это последствия отнюдь не пандемии коронавируса, а совсем другого “заболевания”, поразившего на местном уровне одну из структур федеральной власти.


Довел до массовых забастовок?

Как все это соотносится с позицией президента России Владимира Путина, который четко и недвусмысленно обозначил задачи надзорного ведомства в отношении малого и среднего бизнеса: «Важнейшей задачей органов прокуратуры остаётся защита предпринимательских свобод, пресечение любых попыток давления на бизнес… Следует убрать все, что позволяет нечистоплотным коррумпированным представителям власти и правоохранительных органов оказывать давление на бизнес»? В сложный 2020 год в своих посланиях и выступлениях глава государства постоянно подчеркивает, что главная задача сегодня — сохранить бизнес и как можно большее число рабочих мест. На антикризисную поддержку бизнеса, на сохранение рабочих мест выделено уже более 2 трлн. рублей, задействовано свыше 80 различных мер поддержки. «Сохранение рабочих мест, доходов российских семей с самого начала борьбы с последствиями эпидемии стали важнейшими приоритетами в нашей работе», — подчеркнул Владимир Путин на совещании правительства 28 мая.

На наш взгляд, никак не соотносится. Идет вразрез. Наперекор. Со всей откровенностью, настолько вызывающей, что пора уже федеральной власти обратить свой взор на то, что творится в Славянске-на-Кубани ее “оком” от ее имени. Дабы не доводить местный бизнес, его работников, их семьи до греха — забастовок и других протестных акций. О своей готовности к “крайним мерам” трудовые коллективы подвергающихся давлению предприятий уже заявили в опубликованных обращениях. По сути, традиционно спокойный Славянск-на-Кубани напоминает перегретый котел социальной напряженности: терпение людей уже на пределе.

Кому это выгодно в преддверии голосования по поправкам в Конституцию России и выборов губернатора Краснодарского края? Может, стоит спросить у Славянского межрайонного прокурора Алексея Долгана и вероятно «крышующих» его более высокопоставленных чиновников?..