Рыбное дело с душком


Лондонский суд может сделать человека с неоднозначным прошлым владельцем крупного российского холдинга

В Великобритании любят поговорить о «подрывных действиях» России, имея в виду конфликты, подобные пресловутому «делу Скрипалей». Жаль, что гораздо менее популярны дискуссии о том, что в Соединенном Королевстве оседает все больше россиян с неоднозначным прошлым и настоящим, которые чувствуют себя в Лондоне вполне комфортно и вполне успешно ведут отсюда свои дела.

Недавно в аэропорту «Хитроу» можно было увидеть респектабельного господина, хорошо известного российским силовикам. В Великобритании решил осесть Александр Тугушев, бывший зампред Госкомрыболовства, осужденный, как сообщало изданиеNewsru.com в 2007 году за мошенничество. В России Александру Ивановичу стало неуютно: в его отношении заведено новое уголовное дело, сообщал«Коммерсант». На сей раз, за попытку вымогательства акций на пять миллиардов рублей у своего бывшего партнера Виталия Орлова, отмечал тот же«Коммерсант». Именно Орлов, Тугушев и швед Магнус Рот в 1997 году основали компанию «Карат», которая разрослась в международный холдинг, оценивающийся сегодня в полтора миллиарда долларов. Кстати, «Карат» и сегодня является управляющей компанией холдинга, и именно за 33 процента ее акций ведутся тяжбы.

Однако в те времена государственная служба, видимо, показалась Тугушеву более прибыльной, чем рыбный бизнес. Госкомрыболовство выдавало квоты на добычу, и некоторые чиновники на откатах делали хорошие деньги. Тем более что бок о бок с Тугушевым были такие влиятельные люди, как начальник управления Минимущества Ленар Зинатулин, замначальника управления ОАО «Российские железные дороги» Андрей Лысков и другие. СМИ, например,«Общая газета» писали и о поддержке на криминальном уровне: якобы в приятелях у Тугушева ходил мурманский «авторитет» Николай Субботин по кличке «Зубатка», в свою очередь, тесно связанный с «вором в законе» Степаном Фурманом, известным как «Степа Мурманский». Недаром в будущем Ленару Зинатуллину, уже имевшему срок за мошенничество, выпала честь делить камеру с Вячеславом Иваньковым – легендарным «Япончиком».

А на нары Тугушев и компания, как пишетNewsru.com попали после попытки «откатить» почти четыре миллиона долларов за предоставление квот по вылову минтая одной из компаний. Исполнять свои обязательства подельники не собирались и, когда это выяснилось, рыбопромышленники сумели добиться возбуждения уголовного дела. В результате участники преступной группы получили разные сроки, а главный фигурант Тугушев – шесть лет. Впрочем, как писали СМИ, отбывал их Александр Иванович в комфортных условиях, благодаря покровительству «Зубатки»-Субботина и Степы Мурманского. Считается, что взамен криминалитет получил возможность внедрить в «Карат» своего «смотрящего», некоего Виктора Краснослободцева, отсидевшего, в общей сложности, почти четверть века.


Слева Субботин, Справа Тугушев А.И. Свадьба дочери Тугушева А.И.




Первый слева Тугушев А.И., второй слева Краснослободцев, третий справа Субботин. Юбилей Субботина Н.П.

Давним другом и соратником Тугушева считается и адвокат Балакин. Дружба Балакина и Тугушева зародилась в школьные годы в Рязани, в спортивном борцовском клубе. Уже в зрелом возрасте оба оказались в Мурманске, Балакин на должности начальника БЭП, Тугушев стал преуспевать в рыбном бизнесе. Видимо работа в тандеме с начальником БЭП, позволяла Тугушеву поглощать конкурентов, и более мелкие рыболовные компании. В настоящее время Балакин выступает свидетелем в Лондонском суде, помогая старому другу и земляку захватить чужой бизнес.

Почти сразу после условно-досрочного освобождения – очередной заслуге Субботина и Фурмана — Тугушев развернул активную деятельность по возврату контроля над «Каратом» и всем холдингом «Норебо». Боевые действия развернулись на всех фронтах: адвокаты экс-зампреда Роскомрыболовства забросали исками Виталия Орлова, а сам совладелец холдинга начал получать телефонные звонки с угрозами. Кстати, адвокатское бюро «Забейда и партнеры», услугами которого пользуется Тугушев, основано бывшими высокопоставленными работниками Следственного комитета России, сохранившими былые связи. Самым видным деятелем этого собрания защитников является человек, чье имя не упомянуто в названии. Во время становления АБ «ЗКС», Андрей Гривцов проходил службу в Главном Следственном управлении СК России, и, судя по отзывам, поддерживал коллег, скорее, морально – поставляя денежных обвиняемых своим же друзьям с адвокатским статусом. Гривцову нельзя отказать в неких личностных качествах – служил он исправно: план по посадкам выполнял четко и в срок, был на хорошем счету у начальства. Во второй жизни – в связке со своими друзьями, придумывал, как «разгрузить» обвиняемых. Так что Виталий Орлов и «Норебо» оказались между молотом и наковальней.

Связи Гривцова и Генеральной прокуратуры подтверждается последним письмом Генеральной прокуратуры (имеется в редакции), составленным исключительно в интересах Тугушева, и содержащим выводы, не основанные на материалах расследования уголовного дела. По мнению профессиональных юристов, это письмо содержит утверждение о фактах совершения Орловым противоправных действий. Такие действия Гривцова и его друзей в прокуратуре, противоречат позиции Президента РФ, о недопустимости выводов обвинения без решения суда.


Адрей Гривцов на скамье подсудимых в 2014 году








Письмо генеральной прокуратуры

Еще несколько лет назад эту историю можно было бы счесть обычным конфликтом интересов, который пытаются «разрулить» из-за рубежа беглые коммерсанты. Такие, например, как еще один партнер Тугушева Юрий Калоев, который, как сообщал«Коммерсант» , обанкротил Калужский мясокомбинат и вывел в офшорные компании все его активы. Сегодня Калоев, разыскиваемый российскими правоохранительными органами и Интерполом, также прекрасно чувствует себя в Лондоне и возглавляет консалтинговую фирму, внесенную в британский государственный реестр. Именно он представляет интересы Тугушева по иммиграционным вопросам, а это значит, что выковырять Александра Ивановича из Соединенного Королевства будет крайне сложно.

Однако, на дворе не 90-е и не «нулевые». Власти, похоже, больше не намерены мириться с тем, что Высокий суд Лондона и другие иностранные ведомства решают, кто, сколько и кому должен в российском бизнесе. Свидетельством этого являются, в том числе, и предлагаемые поправки в Конституцию, которые провозглашают приоритет отечественного законодательства в подобных конфликтах. Остается надеяться, что дело Тугушева и компании станет прецедентным. Нельзя допустить, чтобы по вердикту извне стратегически важные российские компании, в которых трудятся десятки тысяч людей, переходили под контроль людей, подобных Александру Тугушеву.