Окружение Путина: зоны влияния

Аналитический холдинг «Минченко консалтинг» опубликовал итоги исследования «Политбюро 2.0», в котором описывается неформальная система управления Российской Федерацией и предлагается обновленная «сетевая структура согласования интересов основных элитных кланов, в которой арбитром и наиболее влиятельной фигурой является Владимир Путин». «Политбюро» главы государства перешло к выстраиванию собственной зоны лояльности на постсоветском пространстве, и к началу 2014 года им были достигнуты серьезные успехи.

В частности, отмечают авторы доклада, активно развивался Евразийский проект в тесном взаимодействии Путина с Лукашенко и Назарбаевым; главы Армении и Киргизии выразили желание вступить выразили желание присоединиться к проекту Таможенного союза; произошла смена власти в Грузии на гораздо более лояльных по отношению к России лидеров; украинское руководство отказалось от подписания соглашения об Ассоциации с ЕС.

Апофеозом внешних успехов Владимира Путина стало успешное проведение зимних Олимпийских игр в феврале 2014 года в Сочи.

На фоне этих успехов силовая смена власти в Украине в феврале 2014 года стала серьезным ударом по стратегии Путина, считают исследователи. Однако содействие проведению референдума в Крыму и прием двух новых субъектов в состав РФ позволили Путину существенно нарастить свой электоральный рейтинг.

thumb_1c0e48b28530bb7eccb7482e7099ff64
Именно поэтому, пишет «Перебежчик», в «посткрымской России» совокупное влияние «Политбюро 2.0» не снизилось, а, наоборот, выросло. А введение санкций со стороны США и ЕС только сплотило членов «Политбюро 2.0» вокруг их лидера.

При этом, Дмитрий Медведев, который сохраняет пост премьер-министра, хоть и, безусловно, остается полноправным членом «Политбюро 2.0», по всем важным пунктам влияния серьезно потерял в политическом весе. Его неформальное влияние, административный вес и влияние на силовые структуры снизились.

Как считают авторы доклада, за последний год команда Медведева получила ряд серьезных ударов по собственной финансовой базе и финансовой базе союзников, последним из которых стало «дело Евтушенкова». Контроль над медиа-ресурсами в значительной степени потерян, и особенно тяжелой для Медведева оказалась внезапная реорганизация агентства «РИА Новости».

Та ниша, которая была у Медведева раньше – главного «кремлевского либерала» – сейчас не востребована, считают авторы исследования. Тем более, что на «либеральном поле» единоросс Медведев сталкивается с конкуренцией в лице экс-министра финансов Алексея Кудрина, главы Сбербанка Германа Грефа и основателя партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова.

В тоже время, резко укрепил свои позиции глава администрации президента Сергей Иванов, вернувший себе «доступ к Президенту», и за счет усиления своего неформального влияния.

Укрепление ключевых позиций повлекло за собой естественное усиление его имиджевой и информационной активности, сделало символом и выразителем мнения группы «силовиков-государственников», считают авторы доклада.

Сергей Шойгу закрепил свое политическое влияние вследствие стремительного развития украинской ситуации. Будучи лидером окружения Президента по символическому, имиджевому ресурсу, Шойгу использовал прошедший год для усиления собственного неформального влияния, прежде всего, за счет эффективной операции по присоединению Крыма. Кампания вокруг «вежливых людей» позитивно повлияла и на имидж армии, и на имидж министра обороны.

Исторически не входящей в «питерскую команду», первый заместитель руководителя администрации президентаВячеслав Володин также наращивает ресурс доверия главы государства за счет успешного проведения кампании по выборам Президента и региональных избирательных кампаний 2012 -2014 годов. Как отмечают авторы доклада, за последний год Володин заметно усилил свое влияние на политические партии и партийно-политический процесс в целом.

Что касается Игоря Сечина, то, по мнению политологов, роль президента НК «Роснефть» как альтернативного Медведеву центра влияния внутри «Политбюро 2.0» снизилась из-за «демонтажа тандемной схемы управления». Исключением стали возможности воздействия в регионах, где «Роснефть» имеет свои устойчивые интересы и рычаги влияния.

Выход на свободу Михаила Ходорковского, по мнению аналитиков, осложнил Сечину коммуникацию с западными бизнес-структурами, однако потери на внешней арене были компенсированы за счет союза с Лукашенко и значимости этого контакта в условиях повышения значимости структур ТС и выхода на первый план темы евразийской интеграции. Кроме того, у Сечина сохраняется хороший контакт с КНР и странами Латинской Америки.

Источник:http://perebezhchikru.livejournal.com/210617.html