16 сентября Верховная Рада подписала закон об особом статусе Донбасса. Соответствующий проект был внесен на рассмотрение украинского парламента президентом страны Петром Порошенко. В законе сказано, что Донецкая и Луганская области остаются в составе целостной и суверенной Украины. Единственным их отличием от остальных регионов страны станет возможность самостоятельно избирать органы власти, а также назначать судей и прокуроров. Ближайшие выборы в местное самоуправление ДНР и ЛНР состоятся 7 декабря.
Кроме того, большинство депутатов Верховной Рады проголосовало за амнистию части категорий участников боевых действий на юго-востоке. Наконец, Петр Порошенко ратифицировал закон об ассоциации с Евросоюзом. Его венцом станет расширение политической и экономической интеграции Украины с Европой. Прежде всего, речь идет об отмене таможенных и иных ограничений в части взаимного перетока товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал один из известнейших столичных политологов Алексей Зудин.
— Есть ли шансы, что принятые сегодня Верховной Радой законы «об особом порядке управления в отдельных районах Донбасса» устроят обе стороны и перемирие перерастет в продолжительный мир? Или это политический маневр, чтобы снять с себя ответственность за дальнейшее неизбежное кровопролитие?
— По-моему, в ряде оценок, которые появились в связи с принятием этого закона, есть определенное согласие сторон. Сегодня большинство считает, что он не в стоянии гарантировать мирного исхода внутриукраинского конфликта. То есть нынешнее шаткое перемирие не сможет перейти в долговременное мирное урегулирование. Прежде всего, из-за того, что в этом законе много двусмысленных формулировок. Соответственно, разные стороны толкуют их со своими интересами. Во-вторых, стороны продолжают фактически исходить из взаимоисключающих моделей государственного устройства, на которое они ориентированы. С учетом этих обстоятельств и нужно оценивать реальное значение этого закона.
Да, он на какое-то время способен продлить перемирие. К тому же, существует эффект, о котором недавно сказал один из лидеров ДНР. А именно: после принятия этого закона Верховной Радой никто уже не сможет назвать ополченцев Новороссии террористами. Следовательно, изменился правовой статус тех, кто не принимает киевскую власть и активно борется с ней. Тем самым произошла легализация данного правового статуса. Хотя будущая Верховная Рада, в которой, возможно, нарастят свое присутствие национал-радикалы, этот закон может отменить. Но в любом случае, никто уже не может отменить того факта, что украинские власти пошли на принятие этого закона и возможности обратного движения в части закрепления политико-правового статуса ополченцев Донбасса уже нет.