После самоустранения Евгения Плющенко от участия в Олимпиаде появились опасения, что Игры, важные для Кремля как инструмент самоутверждения в мире, обернутся катастрофой. Причем не только спортивной, но и политической. Соревнования могут стать формальным рубежом, после которого последуют отставки, политрепрессии и прочие «заморозки».
Все мы прекрасно помним, что ужесточение режима последних дух лет было связано с реакцией власти на протесты «рассерженных горожан» 2011-2012 годов. Если Путин и его окружение не прочувствуют запланированный олимпийский триумф, а наоборот, умоются градом оплеух от западных журналистов, может начаться новый виток закручивания гаек. Репрессии могут зацепить «краем кочерги» не только оппозицию, но и правительство Медведева.
На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал известный политолог и оппозиционер Вячеслав Мальцев.
— По поводу последствий вероятного и скорбного олимпийского провала России предсказания разные: от громких отставок чиновников, ответственных за спортивную подготовку олимпийцев, до отставки всего правительства РФ и нового витка «закручивания гаек». Ваше мнение: станет ли Олимпиада тем рубежом, который разделит общественно-политическую жизнь в России на «до» и «после»? И какие шаги, действительно, предпримет Владимир Путин после Олимпиады?
— То, что Олимпиада обернется катастрофой, было очевидно. Затрачены бешеные деньги, еще 7 миллиардов в год нужно для поддержания построенных объектов. Между тем, еще прошлые олимпиады показали, что в России спорт кончился. Какое место Россия займет в общем зачете — 5-е, 7-е, 8-е? Я даже не знаю. Это и не важно, мне это совершенно не интересно. Потому что во всех остальных делах Россия находится в ауте благодаря Путину.
Что касается ухода Плющенко… Ну, он решил уйти чемпионом, чтоб гаранированно не пролететь. Эта позиция понятна. Плющенко – показатель, что у нас отсутствуют патриотические побудители. Никто не хочет подставлять свой имидж, чтобы сделать приятней Путину. Никто не хочет воевать за Путина, за Чубайса и прочую камарилью. Ни на спортивной площадке, ни в окопах.
Понятна позиция Жириновского, который кричит, что спортсмены должны участвовать не более, чем в двух олимпиадах. Правда, до этого он кричал, что его партийцы должны сношаться не более 4-х раз в год. У человека, похоже, старческий психоз.
Что будет после?… После Олимпиады случится дефолт. Это совершенно ясно. Рубль на 6% упал только по официальным данным, тенге в зависимом от нас Казахстане – на 19%. Лукашенко срочно убежал с Олимпиады, наверное, что-то пронюхал. Что? Путин незадолго до Олимпиады встречался с «киндер-сюрпризом» Кириенко. О чем они говорили? Логично предположить, что о дефолте.
Скорее всего, будет обвал, конец нашей экономики. Ведь путиномика была основана на разграблении богатств России. Но наших нефтегазовых ресурсов миру требуется все меньше. Европа пытается решать энергетически вопросы без российских углеводородов. Французы подтягивают свою атомную энергетику, голландцы разрабатывают альтернативные источники энергии, поляки нашли у себя газовые месторождения у границы с Украиной. Поэтому цивилизованные страны решат энергетический вопрос без России. Завтра это произойдет или послезавтра – не важно. Но совершенно очевидно – путинская экономика заканчивается.
Следующий аспект – обнищание и волна народного гнева. Естественно, Путину нужно как-то противостоять очнувшимся людям. Его игрок на этом поле – Вячеслав Володин, которого я лично знаю, и заню что Володин выберет только один способ контакта с гражданами – закручивать гайки. Другого способа он не знает. Жесткое лобовое противодействие. Поэтому после Олимпиады начнутся репрессии в отношении оппозиции, а потом и реакция на эти репрессии — открытый бунт. Володин тогда может перевести стрелки: обвинить правительство Медведева во всех неудачах. Народу скажут – нехорошее правительство разогнали, а замечательный президент остался. Правительство Дмитрия Медведева приберегают именно на этот случай.
Получится ли «володинскими» методами погасить недовольство населения? Вряд ли. Когда бизнес начинает серьезно страдать, у буржуа имеется два варианта действий. Первый – покупка роскоши, как это ни парадоксально, а второй – вклад в протесты, как на Украине. Так что, участь Путина во многом предсказуема. Я приведу в пример замечательные слова Саакашвили: «Судьба Путина решится не на теплых сочинских улицах, а на холодных киевских». Я не очень хорошо отношусь к Саакашвили, но очень хорошо отношусь к этим словам.