Александр Брод: «Частные тюрьмы могут стать санаториями для статусных заключенных»

Содержание пенитенциарной системы тяжким грузом ложится на плечи государства, в связи с чем у некоторых законотворцев возникла мысль разделить его с частным бизнесом. По информации RT, в нижней палате парламента активно обсуждается идея за авторством депутата Ивана Сухарева о создании т.н. «коммерческих мест заключения».

Граждане осужденные смогут позволить себе отбывать наказание не в государственной тюрьме – переполненной и малокомфортабельной – а в частной, обустроенной, надо думать, получше. Странно, но в системе ФСИН конкуренции, похоже, не боятся и новый оригинальный законопроект поддерживают.

Впрочем, такое благородное и прибыльное дело никто не собирается отдавать на откуп частнику полностью. Государство будет выделять предпринимателю, изъявившему согласие работать в сфере «пенитенциарных услуг», определенную сумму на содержание заключенного, но в ответ будет ожидать строгого исполнения обязательств по содержанию заключенных. Не обеспечил – госконтракт с тобой расторгается и передается другому подрядчику. Ну и, само собой, в системе предполагается мощная надзорная прослойка — государственные инспекторы, которые будут следить за исполнением контракта, получая зарплату из госбюджета.

Предполагается, что предприниматели, решившиеся на такой специфический бизнес, не только отобьют свои затраты за счет госдотаций, но и получат прибыль. Поле для этого в России практически непаханое — по количеству заключенных наша страна занимает десятое место в мире, к началу этого года в тюрьмах, исправительных колониях и прочих местах заключения томилось более 646 тысяч человек.

На эту тему корреспонденту «Мосмонитора» интервью дал член СПЧ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.


— Создание частных тюрем улучшит условия содержания российских заключенных?

— К сожалению, наша пенитенциарная система не меняется уже долгие годы, несмотря на регулярно заявляемые реформы, и уж тем более не меняется она к лучшему. Какие новости из жизни заключенных мы узнаем? Протестные настроения и акции во всех регионах, издевательства и пытки над отбывающими наказание, чудовищные условия содержания, практически полное отсутствие медицинского обслуживания, и т.д., и т.п.

Любые изменения, и прежде всего к лучшему, проходят мимо наших тюрем, словно не замечая их. По-прежнему тюрьмы располагаются в ветхих и совершенно не приспособленных к содержанию людей зданиях, нищенских средств, отпускаемых из бюджета, не хватает ни на ремонт, ни на медобслуживание, ни на удовлетворение потребностей заключенных – как физиологических, так и духовных.

Поверьте мне – я знаю, о чем говорю, поскольку являюсь членом попечительского совета уголовно-исполнительной системы РФ. Мы часто посещаем места заключения – тюрьмы, колонии, СИЗО, встречаемся с заключенными, организуем для них разнообразные культурно-просветительские мероприятия, такие, как выступления артистов с патриотическим репертуаром, встречи и беседы с известными культурными и общественными деятелями. Например, недавно наш известный гроссмейстер, депутат ГД Анатолий Карпов провел в одной из колоний сеанс одновременной шахматной игры с заключенными. Так вот, зачастую все эти мероприятия и встречи проходят в тюремных столовых, потому что приспособленных для проведения культурного досуга заключенных помещений в этих учреждениях попросту нет.

Помимо частного бизнеса, неоценимую помощь в решении всех этих проблем могут оказать благотворительные организации и отдельные филантропы. В их силах обеспечить заключенным и приемлемые условия содержания, и оказание необходимой медицинской помощи, и удовлетворение культурных, образовательных и прочих духовных потребностей.


— Какова вероятность того, что Госдума одобрит данную закинициативу?

— Конечно же, необходимость реформы системы назрела уже давно, о чем у же многие годы бьют тревогу правозащитники. Мне кажется, данная инициатива может стать одним из вариантов этой реформы. Система нуждается, в первую очередь, в финансовых вливаниях. Также крайне необходимо решить вопрос с занятостью заключенных, причем так, чтобы эта занятость обеспечивала не только саму систему, но и занятых, т.е. заключенных. Помнится, советские тюрьмы производили массу самой разной продукции, необходимой в народном хозяйстве: и металлопрокат, и мебель, и продукты питания. Увы, перестройка и последовавшие за ней 90-е годы эту систему занятости прикончили, и исполнение наказаний стало тяжким бременем для госбюджета. В решении обеих этих задач приход частников может сыграть огромную роль.

И в то же время частные тюрьмы, если они только появятся, должны полностью вписаться в действующую пенитенциарную систему, а иначе мы получим вместо частных тюрем частные санатории для заключенных. Не секрет ведь, что их благосостояние разнится точно так же, как и благосостояние людей свободных – у кого-то есть и деньги, и административный ресурс, а кто-то должен полностью полагаться на милость государства. Помнится, в одной из своих программ Андрей Караулов рассказывал о воре в законе, который за решеткой жил так, как свободному человеку и не снилось: уходил из камеры когда и куда хотел, и даже таинственным образом умудрился попасть в Испанию и загорал на тамошних пляжах, при отсутствии не то что заграничного, но и простого российского паспорта.

Чтобы не было ничего подобного, частные тюрьмы нельзя оставлять без контроля, причем не только государственного, но и общественного. Общественники должны контролировать не только соблюдение правил заключения, но и равноправие условий содержания заключенных и в государственных, и в частных тюрьмах. Чтобы обеспечить это, все инициативы частного бизнеса в рамках пенитенциарной системы должны встраиваться в нее и работать только в строгом соответствии с ее стандартами и требованиями. Только на таких условиях Госдума одобрит данный законопроект.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ