Дары Волхвов: «РПЦ должна думать о тысячах верующих, а не о нескольких душевнобольных»

Дары Волхвов, которым за неделю в Москве поклонились около 250 тысяч человек, были сброшены хулиганом с постамента в храме Христа Спасителя. Задержанный полицией субъект, специально приехавший в столицу из Питера для поклонения святыне, утверждает, что сбросить Дары ему приказал некий «голос». По данным служителей храма, реликвия от падения не пострадала.

На эту тему корреспонденту «Московского монитора» интервью дал игумен Русской православной церкви, миссионер, известный проповедями в рок-среде и среди «неформалов», настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы Игумен Сергий (в миру Юрий Рыбко).


— Уместно ли устраивать такой всенародный ажиотаж вокруг христианских реликвий — будь то Пояс Богородицы или Дары Волхвов? Ведь часто такие массовые религиозные мероприятия приводят к обострению психических заболеваний, как в случае с хулиганом, сбросившим Дары Волхвов.

— Я думаю, что таких людей, как этот хулиган, немало – попросту злоупотребляющих алкоголем. Напьются до потери человеческого облика – вот с ними и случаются различные неприятности. С этой точки зрения любое массовое зрелище можно отменить: концерты, праздники, спортивные состязания, да даже Олимпиаду – ведь по любому поводу может случиться подобный инцидент. Давайте запретим пользоваться автомобилями и самолетами – сколько с ними несчастных случаев и даже катастроф. Пить меньше надо, вот и все. Я думаю, что Мао Цзэдун или Пол Пот были не так уж и неправы, когда принимали решение о выселении подобных антиобщественных элементов в отдаленные малонаселенные районы.

А насчет святынь… Если люди идут к святыне – значит, им это нужно, они этого хотят, и это их право. К примеру, женщинам в монастыри, где находится большинство святынь, хода нет, да и для мужчин приобщение связано с большими трудностями, и можно несколько лет на это потратить. А вот если святыню привезут – конечно же, люди стараются прийти, приложиться.

Что касается ажиотажа – к примеру, вот фильм вышел, «Остров», так в кинотеатрах тоже ажиотаж был. Но ведь не потому, что модно, а потому что фильм хороший, люди в нем нашли что-то для души своей. Или какая-нибудь хорошая рок-группа, к примеру, «Пинк Флойд» — у нее много почитателей, вокруг нее тоже ажиотаж. Но ведь потому, что группа и ее песни гениальные. Это признание значения культурного явления, а не ажиотаж.

Так и со святынями: люди признают их значение, какую-то силу – и идут к ним. И не только любопытствующие, но и искренно верующие. Ведь происходят факты исцеления! У нас в приходе был случай: бездетная пара, уже совсем отчаялись, и врачи сказали, что надежды нет – и вот, после поклонения святыне, родилась двойня, я сам свидетель.

Что же касается неадекватных людей, подобных персонажу, с которого мы начали нашу беседу… Вот не так давно был случай: психически больной человек ворвался в церковь с ножом, угрожал священнослужителям и прихожанам. Его, конечно, скрутили, передали правоохранительным органам. Там, кстати, все очень хорошо закончилось — этот человек потом сам пришел к Богу, крестился. Но тем не менее, разве этот случай – повод для того, чтобы закрывать храмы Божии? Мы ведь должны думать не о некоторых душевнобольных людях, а о десятках тысяч здоровых верующих