Финансовая столица мира, город Нью-Йорк переживает свое второе падение: из него сбежали и продолжают бежать сотни тысяч успешных и богатых жителей. Едва ли не вся гламурная пенка, которая придавала «большому яблоку» шарм и блеск. Удивительно, но оставшиеся «нищеброды» считают, что исход богачей сделает Нью-Йорк чище и удобнее для жизни. Так что, обратно толстосумов на Манхеттене не ждут. Впрочем, свидетели со стороны (которым виднее) считают, что самый большой город Соединенных Штатов за лето 2020 года превратился в адскую дыру.
После разрухи в 1970-80-е годы было приложено немало усилий, в том числе мер полицейского воздействия, чтобы в начале 21 столетия Нью-Йорк стал фешенебельным местом гнездования богатых и знаменитых персон со всего мира. Уровень преступности буквально за пару десятилетий снизился в разы, гниющие окраины были реконструированы, а «акулы с Уолл-стрит» обеспечили городу беспрецедентный бюджет и взлет социального благополучия.
Однако, с начала 2020 года была запущена цепочка событий, которые в итоге обесценили прелести жизни в Нью-Йорке. Обеспеченные горожане к осени пришли к выводу, что пора перебираться на ПМЖ в более спокойные места. Спусковым крючком для великого исхода стала пандемия коронавируса COVID-19. По информации издания New York Times только с 1 марта по 1 мая Нью-Йорк покинули 420 тысяч жителей.
Расчет был, разумеется – лишь переждать карантин, не вдыхая с балкона городские миазмы. Уехали в первую очередь обеспеченные люди, так как у многих богатых семей уже имелся загородный дом, либо они могли позволить себе снять виллу для временного проживания.
Для сравнения, из таких престижных кварталов, как Сохо, Верхний Ист-Сайд, Вест-Виллидж, Бруклин-Хайтс выехали около 40-50 процентов жителей. В небогатых районах исход населения за город был менее выражен, однако получилось так, словно из организма изъяли сердце. Вроде остальные части тела – руки, ноги, печень, на месте, а сердца нет и – жизнь прекратилась. Несколько дней назад Эндрю Куомо, губернатор Нью-Йорка, сообщил о катастрофическим снижении налоговых поступлений в городской бюджет. По словам губернатора, только 1 % населения Нью-Йорка обеспечивал поступление половины налогов штата. Как раз этот процент сбежал.
Теперь, когда пандемия пошла на спад, элита Нью-Йорка не спешит возвращаться в родные пенаты и это стало грандиозной проблемой для городских властей. Для начала в престижных районах города выросло число грабежей – люмпены обчищают оставленные без надлежащего присмотра пустующие дома и квартиры. К этому добавился коммунальный коллапс – прорехи в бюджете привели к перебоям в работе городской канализации и вывозе мусора.
Кроме того, проблема вышла на политический уровень. Сами нью-йоркцы, которые пережили в городских стенах карантин и безумие массовых протестов против расовой дискриминации, полагают, что «поуехавшие» богачи предали город в трудную минуту. Так что их возвращению не рады. Нью-йоркцы считают, что финансовый центр преобразится в лучшую сторону: снизится стоимость арендной платы за жилье, город станет доступнее и чище.
Мнение весьма парадоксальное: финансовый центр без богачей.
Пока что ситуация развивается ровно в обратном направлении: вокруг города на хаотичных свалках начинают накапливаться монбланы мусора. Мусор заполонил и прежде фешенебельные улицы: повсюду валяются мешки с разлагающейся органикой, банки и бутылки, дохлые крысы. Уровень преступности стремительно растет. Обыденностью стали грабежи и убийства, угоны автомобилей.
Сотни бездомных, которых городские власти разместили в дорогих отелях в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена, чтобы предотвратить вспышки COVID-19 в приютах, наводят страх на оставшихся коренных жителей. Бездомные выползают из отелей, испражняются прямо на улице, там же спят и открыто употребляют наркотики. Многие эти вырожденцы являются зарегистрированными сексуальными преступниками.
Кстати, подобные вещи происходят в крупных городах по всей Америке – покинутые средним классом города превращаются в зловонные дыры.
Неудивительно, что сотни тысяч обеспеченных нью-йоркцев не собираются возвращаться жить на помойку. «Нью-Йорк мертв навсегда», как написал в посте на LinkedIn известный финансист Джеймс Алтачер, бывший менеджер хедж-фонда. Нью-Йорку как деловой столице мира, по его мнению, пришел конец.
Против крупных мегаполисов играет и объективный процесс – тотальная цифровизация жизни и услуг. Сейчас даже крупные торговые центры уходят с Манхэттена, так как это становится нерентабельно: нью-йоркцы в большинстве своем перешли на онлайн-шоппинг. Бизнес переводит свои офисы и представительства в более спокойные, небольшие города, либо оперирует в удаленном формате
Возможно, пандемия COVID-19 и «цветная революция» наслоились на одну из волн джентрификации (так в урбанистике называют переселение обеспеченной городской элиты из центра в пригороды) и потому она стала такой сокрушительной. С другой стороны: условия для удаленной работы сделала возможной децентрализацию всех процессов, прежде замкнутых на деловой столице США. Убедившись в эффективности дистанционной работы, аналитики предрекают Нью-Йорку и другим мегаполисам крах и постепенное запустение.