Сечин — новый Ходорковский?

Состояние нефтяного рынка, прогнозируемых цен на энергоносители сегодня стали едва ли не самыми важными темами для отечественных и мировых СМИ.

Именно поэтомупубликация Информационного агентства «Руспрес», затрагивающей ситуацию в российской компании «Роснефть» под названием «Игорь Сечин как alter ego Михаила Ходорковского», на наш взгляд, достаточно важна для понимания тенденций развития энергетической отрасли страны. «Московский монитор» перепечатывает эту статью полностью, без сокращений.


«Как нынешний рулевой «Роснефти» подхватил от бывшего владельца ЮКОСа болезнь, передающуюся нефтяным путем

«Роснефть»

опять жалуется. «Транснефть» сократила прием нефти

в систему магистральных нефтепроводов. Это препятствует стабильному снабжению сырьем потребителей, – взволнованно говорят представители «Роснефти». Каким именно потребителям, правда, не указывают. Как не указывают они и потребителя своей нефти, заполняя ей трубопровод. Серьезно, в «Роснефти» просто наполняют трубу добытым сырьем и никуда ее не отгружают.


Поналивавшие

В минувший вторник «Транснефть» сообщила, что «Роснефть» сдала ей уже 3,5 млн тонн нефти, которая не была оформлена маршрутными поручениями, что делает невозможной ее отправку потребителю. «Безадресная» нефть складируется в системе трубопроводов, которая не предназначена для хранения. В результате после многократных предупреждений «Транснефть» в июле очень осторожно ограничила сдачу нефти от «дочки» «Роснефти» в размере 0,5% от ее годовой добычи.

Пока менеджмент «Транснефти» получает очередную порцию упреков от вечного жалобщика

Сечина, недоумевая, зачем тому понадобилось задерживать огромные объемы добытого сырья в трубопроводной системе, кто-то умный написал в интернете, что «Роснефть» ждет повышения цены. Эту версию можно было бы назвать… интересной, если бы не два обстоятельства. Во-первых, сырьевой рынок немного не так устроен, чтобы можно было задержать в трубе нефть, дождаться повышения ее стоимости и немедленно «скинуть» покупателю, пока ее котировки не откатились. 3,5 млн.тонн – это 35 танкеров, их быстро не отгрузишь. Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, Сечину не важна стоимость нефти. Ему нужна российская нефть по цене ниже рыночной. Чего он и добивается всеми правдами и неправдами.

Сегодня Игорь Сечин

и его «Роснефть», пожалуй, главные мировые игроки на снижение цены отечественной марки нефти Urals по сравнению со всеми остальными. Дешевое российское сырье нужно им для поставок на немецкие нефтеперерабатывающие заводы «Роснефти». Конечно, даже незначительное удешевление российского сорта нефти чревато многомиллиардными потерями российского бюджета, зато «Роснефть» получит значительные конкурентные преимущества, а Игорь Сечин – дополнительный доход. Причем не в России, где ему пришлось бы объясняться с фискальными органами. А сразу в Европе, где судя по рекламным публикациям сосредотачиваются сейчас основные передовые нефтеперерабатывающие мощности его компании. Ведь нефтепродукты из дешевого российского углеводородного сырья будут стоить столько же, сколько произведенные из арабской или американской нефти.


Ходорковский 2.0

Похоже, «черное золото» имеет магическое воздействие на людей, особенно на олигархов, распоряжающихся им в колоссальных объемах. Кто бы мог подумать, что Игорь Сечин начнет копировать схемы и трюки с трансфертным ценообразованием бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского

? Правда, в сравнении с Михаилом Ходорковским ценовые манипуляции Игоря Сечина имеют значительно больший, поистине межгосударственный размах.

Напомним, что под трансфертным ценообразованием понимается сбыт товаров или услуг взаимосвязанными лицами по внутрикорпоративным, отличным от рыночных, ценам. Именно за использование этих схем оказались в тюрьме бывший руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский. Он поставлял «свою» нефть на «свои» НПЗ по заниженным ценам. С 1 января 2012 года даже начал действовать закон, запрещающий трансфертное ценообразование.

Между тем, «Роснефть» использовала трансфертные схемы как до, действующего с 2012 года закона, так и после. Скажем, чуть более года назад, весной 2018 года, независимые участники рынка обратили внимание ФНС на занижение налогооблагаемой базы «Роснефтью», продающей своим «дочкам» топливо по ценам значительно ниже рыночных. Компания могла бы заработать дополнительные деньги, если бы продавала топливо не своим «дочкам» по дешевке, а на товарно-сырьевых биржах по рыночным ценам.

В таком случае дополнительный доход, который будет получен от продажи товара на бирже, должен учитываться при определении налога на прибыль. Еще раньше больший скандал вызвала разборка с налоговой г.Москвы аренда и продажа недвижимости с аффилированной- это было признано на одном из судебных заседаний – «ННК» с «Роснефтью». Скандал тогда задушили за счет выплат, превышающих судебные иски.

Впрочем, с тех пор г-н Сечин стал осторожнее, суть реализуемой им теперь схемы состоит в том, чтобы поставлять на свои немецкие (а также, очевидно, итальянский, индийский, китайский и др.) НПЗ дешевое сырье. Для этого он добивается падения цен на всю российскую нефть. Если Urals будет из-за своего происхождения (она же вся в трубе суррогатная, как объявил пресс-секретарь «Роснефти») стоить ниже зарубежных аналогов, то дополнительная маржа за счет уменьшения экспортных платежей в российский бюджет очевидна. Ну, а если за это еще можно запросить компенсацию с «Транснефти»…

Игра на понижение котировок отечественного сорта нефти ведется сейчас «Роснефтью» по всем фронтам. Наиболее заметными в этом контексте, главным образом в силу своей скандальности, стали меры по борьбе компании против присоединения России к соглашению ОПЕК+ и стимулированию скандала вокруг загрязнения хлорорганикой трубопровода «Дружба»

. Присоединение к ОПЕК+ для России является мерой, позволяющей оказывать влияние на мировом цены нефти. Доходы бюджета РФ напрямую зависят от уровня цен, что идет вразрез с интересами Игоря Сечина, чьи доходы от продажи нефтепродуктов с германских НПЗ, работающих на российском сырье, обратно пропорциональны нефтяным котировкам. Вот олигарх и саботирует ОПЕК+. А любой масштабный скандал, как в случае с загрязнением нефти, также работает на понижение».