Конечно, это не первый фестиваль подобного рода – все главные российские кинофестивали отбирают для показа преимущественно фильмы в жанре авторского кино, не упоминая его в названии. Самым крупным смотром такого рода был «Кинотавр» в Сочи, приказавший в этом году долго жить. То, что не показал «Кинотавр», показывали другие фестивали, например «Окно в Европу» или ММКФ (Московский международный кинофестиваль) в своих российских программах.
Но даже эти три смотра не могли вместить все более-менее достойное, что снимается у нас за год в жанре артхауса. Кроме того, отбор каждого фестиваля субъективен. Поэтому не всем авторам удается попасть на фестивальные экраны, хотя все хотят, чтобы их работы увидели и оценили. В этом году на ММКФ даже появилась отдельная конкурсная программа отечественного кино «Российские премьеры» — своего рода, прообраз фестиваля «Зимний». Такова краткая предыстория грядущего смотра, который пройдет со 2 по 8 декабря в Москве, в кинотеатрах «Художественный» и «Иллюзион».
Фильмом открытия фестиваля вечером 2 декабря станет документальный рассказ кинокритика Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием» о режиссере Алексее Балабанове — том самом, что снял «Брат», «Брат-2» и многие другие картины, смакующие нашу жестокую действительность конца 90-х – начала 2000-х. Балабанов, вероятно, самый популярный в России артхаусный режиссер — видимо, поэтому фильм о нем откроет фестиваль.
Всего же в конкурсной программе 10 картин, 3 из которых уже были показаны на других фестивалях. Но большинство из них зрители увидят впервые. Это фильмы «Рядом» Тамары Дондурей, «Большие змеи Улли-Кале» Алексея Федорченко, «Айта» якутского режиссера Степана Бурнашева, «Доктор» Артема Темникова (последняя роль Сергея Пускепалиса), «Волны» Михаила Брашинского, «Не хороните меня без Ивана» якутского режиссера Любови Борисовой, «Наводнение» Ивана Твердовского-мл, «Меньшее зло» Виктора Шамирова, «Медея» Игоря Волошина, и «Клипмейкеры» Григория Константинопольского.
В принципе, у каждого из перечисленных фильмов найдется свой зритель. Но, судя по предыдущим работам их авторов, наиболее интересными и содержательными будут картины Алексея Федорченко (его предыдущие фильмы: «Овсянки», «Ангелы революции», «Война Анны»), Степана Бурнашева (его мелодрама «Наша зима» идет сейчас в прокате, впечатляет также «Черный снег»), Любови Борисовой (обязательно посмотрите ее предыдущий трогательный фильм «Надо мною солнце не садится»), Артема Темникова (предыдущие фильмы «No comment» и «Кровь») и Виктора Шамирова (это он сначала снял романтические «Со мною вот что происходит» и «Упражнения в прекрасном», а после — на удивление примитивную комедию «Каха», которая, тем не менее, стала хитом проката). Также, вероятно, зрители хорошо посмеются на сатирической комедии «Клипмейкеры» Григория Константинопольского (он известен своим сериалом «Пьяная фирма», современной пародией на пьесу Островского «Гроза» и другими работами).
Ну что же, шесть фильмов из десяти – это не мало. Впрочем, уверен, и из оставшихся четырех зрители почерпнут что-то новое для себя, и не исключено, что нас ждут сюрпризы.
По словам организаторов, цели фестиваля – укрепление престижа отечественного кино, популяризация авторского кино, возвращение к нему интереса и содействие его прокату. Кроме того, своей задачей организаторы видят поддержку артхаусных режиссеров, а также повышение влияния киноискусства на киноиндустрию.
Видимо, с этой целью, параллельно показам картин, на фестивале пройдут разборы известных фильмов с кинокритиками под общим названием «Как смотреть авторское кино», и каждый день будет проходить так называемый «Форум киношкол» — выступления представителей основных киношкол Москвы.
Очевидно, после такой массированной просветительской работы количество будущих артхаусных режиссеров должно резко пойти в рост. И кто знает, может быть, среди зрителей фестиваля уже ходят будущие Тарковские и Ларисы Шепитько?
Тут возникает вопрос – а нужно ли вообще содействовать популяризации и прокату авторского кино, если оно непопулярно? Наверное, нужно, но с некоторой оговоркой, о которой речь пойдет дальше. Много ли вспомнит зритель отечественных фильмов, показанных за последние годы на «Кинотавре», «Окне в Европу» или ММКФ? Увы, нет, он их почти не знает, поскольку они идут, в основном, в столицах, ограниченным прокатом и почти без рекламы. И если честно, может быть, оно и к лучшему – в силу депрессивного содержания большинства таких картин. Это главное, что отталкивает зрителя от авторского кино.
С одной стороны, авторское – значит что-то индивидуальное, умное, штучное. С другой стороны, это индивидуальное и умное у зрителя давно ассоциируется с чернухой и унылостью. Как правило, это драмы, где преобладает мрачная обстановка нищеты и криминала, все друг другу враги, зло побеждает добро, надежды рушатся, герои погибают, и в целом, царит атмосфера пессимизма и уныния. Есть, конечно, приятные исключения, но таковых мало. Неудивительно, что зрители таких фильмов стараются избегать. Конечно, в жизни печальная сторона присутствует, но в своем усердии запечатлеть ее наши артхаусные певцы уныния (включая таких известных и талантливых людей как А. Звягинцев или Ю. Быков), кажется, уже бьют все рекорды.
Поэтому, если мы хотим вернуть зрителю интерес к авторскому кино, стоит, прежде всего, задуматься над его содержанием. Не знаю, насколько это удастся фестивалю «Зимний» – судя по аннотациям, большинство фильмов фестиваля грешат все тем же воспеванием мрачных сторон жизни. Все же, я советую зрителю рискнуть временем и рублем, и посмотреть очередного «авторского» кота в мешке – а вдруг там новый бриллиант? Тем более, что показы фестиваля будут бесплатными – надо только заранее зарегистрироваться на выбранный фильм сайте фестиваля. Этот приятный бонус бесплатности, а также морозная погода и декабрьские долгие вечера наверняка будут способствовать приходу зрителей в кинотеатры.
Ну а приживется ли новая зимняя традиция – смотреть кино в начале декабря – покажет время и качество фестивальных фильмов.