Эксперт о торговой войне с Украиной: «Это обычное экономическое эмбарго ради денег»

Федерация работодателей Украины (ФРУ) направила письмо к премьер-министру страны Николаю Азарову с просьбой в срочном порядке решить на межправительственном уровне проблемы украинских предприятий-экспортеров на российской таможне. По информации ФРУ, Федеральная таможенная служба РФ с 14 августа полностью остановила украинский экспорт на неопределенное время, вплоть до недель или даже месяцев.

При этом в Ассоциации отмечают, что проблемы с прохождением таможенного контроля на таможне РФ (сплошные проверки, включающие выгрузку, перевеску груза и загрузку его назад) у украинских экспортеров начали возникать еще с 20-х чисел июля.

Как подчеркивает ФРУ, все это приводит к увеличению сроков простоев вагонов и других транспортных средств, и как следствие, ведет к подорожанию или срыву поставки товаров, порчи продукции, а также подрывает позиции украинских товаропроизводителей на рынке Российской Федерации. Ранее организация оценивала прогнозный объем украинского экспорта в РФ во втором полугодии 2013-го приблизительно в 8,5 млрд. долларов США. Теперь же эксперты подсчитали: в результате действий российской стороны за указанный период времени потери Украины могут достичь 2—2,5 млрд. дол. США.

Немногие на Украине верят, что торговая война с РФ спровоцирована низким качеством украинских продуктов. Более вероятными выглядят другие два варианта. Первый — коррупционный: поставив «черную метку» на того или иного производителя, просто требует «откат» за ее снятие. И второй — политический: Онищенко уже давно называют в экспертных кругах «санитарно-политическим инструментом Кремля», который он достает тогда, когда нужно склонить к чему-то несговорчивого партнера.

Начало полномасштабной торговой войны с Украиной для «Московского монитора» прокомментировал известный политолог и оппозиционер Вячеслав Мальцев.


Россия начала полномасштабную торговую войну с Украиной. Первыми ласточками были заявления Геннадия Онищенко про плохой украинский шоколад и конфеты, и буквально через пару недель таможня РФ заблокировала все поставки украинских товаров еще на границе. Решение совершенно необоснованное, оно наносит серьезнейший ущерб экономике обеих стран — сорванные поставки, штрафы, отсутствие привычных для потребителя товаров. Однако таможня поставила шлагбаум явно не по собственной инициативе. Подобное мы уже наблюдали ровно пять лет назад перед маленькой победоносной войной с Грузией. Возможно ли повторение сценария 8 августа 2008-го, но уже с Украиной? Там тоже есть спорные области — Донбасс, Крым.

— Начнем с того, что Россия чисто физически не в состоянии воевать с Украиной, у России просто нет армии. С Грузией, у которой было всего три пехотных полка, включая резервистов, Россия воевать еще могла. Но когда есть реальная регулярная армия, это может стать долгой тяжелой войной, тем более, я думаю, Украине будут помогать все на свете. И если такое случится, Россия в этой войне однозначно проиграет, я даже не сомневаюсь. Любой эксперт по вооружению скажет то же самое — никакой войны не будет, а то, что произошло, можно назвать экономическим эмбарго. Когда применяется эмбарго? Когда хотят чего-то добиться от того, к кому эмбарго применяется. Вот и спросите у Путина, что ему нужно от Украины. Я думаю, что это какие-то финансовые преференции, поскольку во главе страны стоят патологически жадные люди, готовые пойти на что угодно, чтобы пробить для себя какие-то дополнительные «бабки».

Впрочем, говоря о том, что в войне Россия не победит, я не имею в виду, что победит Украина. Не победит никто – мы находимся в равных условиях, Украина, по большому счету, тоже не может похвастаться военной мощью. У России, разве что, есть ядерное оружие и дальняя авиация, которой больше, чем на Украине. Но на самом деле, и здесь и там ничего нет, воевать некому и нечем. На Украине, как и в России, созданы специальные подразделения спецназа для решения внутренних проблем. И получается, по большому счету, что это и есть вся армия, ориентированная на борьбу с собственным народом. А такие подразделения не могут воевать не только с регулярной армией, но и с партизанскими отрядами, как показал опыт Чечни. Так что, никакой войны не будет. Возможна только экономическая война, чтобы Путин отжал в очередной раз какие-то финансы.