Глубокое погружение в государственную казну


Главный айтишник Федерального казначейства Сергей Гуральников «пилит» бюджет по старинке?

На рассмотрение в Госдуму РФ внесен проект бюджета на 2016 год, вызвавший, пожалуй, самые жаркие споры за последние годы. Самое серьезное сокращение грозит ЖКХ – на 41,4%, с 132,3 млрд до 78,8 млрд рублей. На 10,9% урежут финансирование «Здравоохранения» (с 531,4 млрд до 473,7 млрд рублей), почти на 8% — «Образования» (с 629,3 млрд до 579,8 млрд рублей), при этом в бюджете индексация стипендий не заложена. Повышение пенсий на 4% не дотянет даже до прогнозируемого уровня инфляции, а это значит, что пенсионерам придется еще туже затянуть пояса.

Кроме того, может быть рассмотрена возможность не индексировать это пособие работающим пенсионерам. Минфин также предлагает заморозить пенсионные накопления на 2016 год, а это 342,2 млрд рублей. Регионы пострадают тоже, если в следующем году не повысить бюджетные кредиты. Минфин заложил на них 140 млрд рублей против 310 млрд в 2015-м. Но и это проблемы не решит: субъекты федерации страдают от низкой бюджетной обеспеченности и требуют равных условий, которые, по их словам, достижимы, если к существующему фонду финансовой поддержки дополнительно добавить триллион рублей. А сегодня весь фонд составляет 500млрд.

На фоне объявленной Минфином политики жесткой экономии бюджета и борьбы за каждую копейку, когда сокращаются расходы по самым жизненно важным направлениям, включая оборону страны, само ведомство проявляет удивительную щедрость, направляя громадные средства на финансирование государственных информационных систем (ГИС) и других ИТ-проектов, за которые отвечает подведомственное министерству Федеральное казначейство.


Черная дыра

По оценкам специалистов, ежегодно расходы Росказны по ИТ-направлению достигают почти 9 млрд рублей. Анализ сайта госзакупок показывает, что отдельные проекты ведомства регулярно поглощают миллиарды казенных средств, при этом точные сроки их внедрения, пожалуй, не назовет даже само Казначейство. Не раскрывает точных данных и первый заместитель руководителя ведомства Сергей Гуральников, который собственно и курирует информатизацию. Пять лет он находится при должности, осваивая бюджет, который растет, так же как и доходы самого Гуральникова. В 2011 году, менее чем через год после поступления на службу в центральный аппарат Казначейства, он задекларировал 27 млн рублей. Тогда как в 2010 году чиновник смог заработать в десять раз меньше – только около 2,5 млн рублей.

Обогащается не только ИТ-казначей, но и аффилированные с ним структуры – активные участники государственных тендеров Росказны. Из них выделяются, как минимум, три фирмы – ООО «Ситоника», ООО «Мобтехнолайн» и ООО «Мегар». Первые два учреждены Альбертом Моргуновым – в недавнем прошлом неизменным членом тендерных комиссий Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, которое ранее возглавлял Гуральников. С его переходом в Москву Кубань покинул и Моргунов. Одним из совладельцев «Мегара» выступает то же лицо, которое по совместительству является гендиректором «Мобтехнолайна».

В сентябре прошлого года именно «Мобтехнолайну» достался лакомый заказ на модернизацию системы видеоконференцсвязи центрального аппарата Федерального казначействана сумму 28,6 млн рублей. Стоимость отдельных видов оборудования и услуг в рамках этого госзаказа выглядит явно завышенной – начиная от проводных микрофонов за 17 тыс. рублей каждый и точки беспроводного доступа в Интернет за 46 тыс. рублей и заканчивая установкой оборудования за 2 млн рублей. И это только по официальным данным. По другим источникам, многие заказы Казначейства оседают в аффилированных с Гуральниковым структурах в обход сайта госзакупок.

Тот же «Мегар» прочно «сидит» на одной из главных статей расхода ИТ-бюджета Росказны – доработка и сопровождение Автоматизированной комплексной системы исполнения сметы органов Казначейства («АКСИОК»). Только за прошлый год «гонорар» фирмы составил по ней 341,4 млн рублей. А всего, по некоторым данным, ведомство выплатило «Мегару» за поддержку программного обеспечения почти полмиллиарда рублей. Притом что «АКСИОК» уже давно и успешно разработан совсем другой компанией – ООО «Рассвет» — и, судя по сайту разработчика, постоянно дополняется и обновляется. Среди других близких к Гуральникову структур – ЗАО «Сириус» — тоже родом из Краснодарского края и занимается поставками Казначейству аппаратного и программного оборудования. За два прошедших годакомпания получила госзаказ на 162,6 млн рублей.

В одном из интервью Сергей Гуральников мечтательно заметил, что масштабы информатизации Росказны «безграничны, как Вселенная», и зависят только от глубины погружения в проекты. Похоже, чиновник так глубоко погрузился в недра бюджета электронного, что никак не может достичь дна бюджета реального, который по отдельным статьям ИТ-расходов растет в геометрической прогрессии.


Силовая «крыша»

Налицо парадокс: с одной стороны, внедрение информационных технологий всячески поддерживается властью, как эффективное средство противодействия коррупции, с другой стороны, сфера ИТсчитается одной из самых коррупционноемких. Чиновничьи должности, имеющие отношение к распределению ИТ-бюджетов, считаются наиболее «кормовыми». И заполучить их не так-то легко. Нужно иметь связи и влиятельных покровителей, размер «отката» которым тоже нужно учитывать при формировании заявок на закупки.

К примеру, предшественника Гуральникова Алексея Попова в свое время продвинула в Казначейство могущественная ИТ-компания IBS. А покровителем самого Сергея Гуральникова называют Александра Ремезкова, бывшего первого вице-губернатора Краснодарского края, курировавшего весь экономический блок региона. Ныне Ремезков – депутат Госдумы со «скромным» доходом за прошлый год в 331 млн рублей и недвижимостью в Австрии, за которую выступает его дочь-гимнастка. Старший сын, окончивший элитную школу в Великобритании, переехал в США ради учебы в военном колледже. Средний тоже получает знания в английской частной школе. Ремезков, занимающий пост зампреда думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, разумеется, в зарубежной дислокации своего семейства ничего зазорного не видит и называет своих детей «патриотами».

Каков уровень патриотизма у самого депутата, наглядно демонстрируют многочисленные скандалы с распродажей заповедных земель в Краснодарском крае под коттеджную застройку. Несколько лет назад общественности и экологам чудом удалось предотвратить передачу в частные руки участка, расположенного на территории памятника природы в Геленджике. Его беззастенчиво пыталась сбыть подконтрольная Ремезкову «Черноморская финансовая компания» (ЧФК). Экологи выяснили, что гендиректор компании Евгений Мышалов является американским гражданином, а сама ЧФК уходит глубоко корнями в офшоры. Правда, ей это не мешает и сегодня, вероятно нарушая законы, приторговывать землей и целыми коттеджными поселками на Кубани.

Александр Ремезков только умело оперирует такими понятиями, как «патриотизм» и «законность». В Краснодаре он поначалу, судя по всему, не гнушался роли простого «решалы», устанавливая таксы за место в бизнесе или на должность, которая превышала 40 тыс. долларов. Занимался отмыванием доходов через ЧФК, а физической расправы от «ремезковских» ребят боялась вся округа. Уже потом подмял под себя всю экономику региона. Эта всеядность чуть не погубила вице-губернатора: когда в 2008 году в администрации Краснодарского края прошли обыски в связи с неким уголовным делом, Ремезков спешно подал в отставку. Вскоре легализовался как председатель совета директоров «Крайинвестбанка», через который проходили все бюджетные деньги Краснодарского края, пока в 2011 году не получил депутатскую неприкосновенность.

В краснодарских верхах также рассказывают, что назначение Гуральникова на доходное место пролоббировал в 2010 году тогдашний глава УФСБ Краснодарского края, генерал Михаил Власенко. С ним связывают целую серию коррупционных скандалов с криминальным оттенком, произошедших на Кубани. Местные СМИ, называвшие Власенко серым кардиналом региона, рассказали множество колоритных историй в духе бандитских 90-х – про отъем бизнеса, рейдерские захваты и беспредел со стороны подчиненных Власенко, которые помимо всего прочего покровительствовали теневым землевладельцам и жилищным мошенникам. Сам генерал от подчиненных не отставал – «крышевал» авторитетных бизнесменов и даже воров в законе. В частности, Ару Армавирского, под чьим контролем находится весь кубанский наркотрафик. Криминальный авторитет сам называл начальника УФСБ своей «крышей» и не стеснялся рассказывать, что «ничего не боится, потому что Власенко – в доле». После Олимпиады Власенко убрали из Краснодара, назначив на скромную должность замгубернатора Иркутской области, а недавно совсем отправили в отставку.


Пользователь чужого

Других особых достижений, кроме как налаженных связей с нерукопожатными чиновниками и силовиками, в профессиональной биографии замруководителя Федерального казначейства не замечено. Тем более в области ИТ-технологий, о которых сегодня Сергей Гуральников рассуждает на публичных мероприятиях, как «продвинутый пользователь». Его послушать – так еще в начале 2000-х, когда Гуральникова только поставили руководить УФК по Краснодарскому краю, вверенное ему ведомство перешло на электронный документооборот (знакомые с реальной ситуацией краснодарские чиновники называют все это блефом). Он лихо управляется с терминологией функционирования Автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК), к созданию которой имеет весьма опосредованное отношение, выезжая в основном за счет наработок своих предшественников.

Первоначально за разработку автоматизированной системы в Казначействе отвечал Алексей Попов, тогдашний замруководителя ведомства. К нему в свое время было немало вопросов, когда обещанная АСФК не была вовремя введена в строй. На ее финансирование ушло более 15 млрд рублей, однако к началу 2010 года, вопреки плану, она функционировала только в 6 субъектах РФ вместо 83-х. Попова также упрекали в «тормозах» Портала государственных закупок (zakupki.gov.ru ) и в том, что среди других победителей высокобюджетных тендеров ведомства – числится компания IBS, в состав которой входят созданные Поповым структуры.

В 2011 году Алексея Попова отдалили от бюджетного ИТ-пирога – он получил назначение на должность директора правительственного Департамента информационных технологий и связи. Но дело его, как оказалось, живет и процветает под руководством очередного замглавы Казначейства – Сергея Гуральникова, который как по инерции продолжает разрабатывать АСФК. Компания «Организационно-технологические решения» (ОТР) уже освоила ранее на создании системы 673 млн рублей. И, тем не менее, в 2013 году снова получили около 3 млрд бюджетных рублей, а в следующем 2014-м – еще 1,5 млрд. Выделенные компании в текущем 2015 году 175 млн – скорее всего, еще не окончательная сумма, поскольку на основе АСФК должна быть созданаболее масштабная информационная система «Электронный бюджет».

Единый портал, располагающийся по адресуwww.budget.gov.ru , должен был заработать с 1 января этого года, но его функциональность и содержательность оставляют желать лучшего. Поэтому правительство приняло решение перенести ближе к 2020 году сроки ввода в эксплуатацию портала. Естественно, увеличатся и расходы на доработку «Электронного бюджета», которые к тому моменту должны составить без малого 15 млрд рублей, а если учесть и деньги, затраченные государством на АСФК, то – и все 30 млрд. Между тем портал вовсю тестирует близкая к Гуральникову компания «МТО». Росказне ее услуги уже обошлись в 153,7 млн рублей. Эта же фирма является и непосредственным исполнителем проекта управления эксплуатацией «Электронного бюджета», несмотря на то, что формально тендер стоимостью в 441 млн рублей выиграл «Техносервъ/АС».

Возможная коррупционная активность Гуральникова ставит перед риском провала всю государственную программу информатизации финансовой сферы. Как бы государству не пришлось повторно выделять средства на эту цель. Похожие прецеденты уже были. Пока не поздно, необходимо остановить разворовывание бюджета в Федеральном казначействе. На эту тему уже обратили внимание правоохранительные органы и ФСБ. Не исключено, что они захотят задать главному айтишнику Росказны несколько неприятных вопросов.