Московский

Монитор
Среда, 20 Октября 2021 17:04
Культура

Сто минут вместо одного дня

0
27 сентября 2021 г. 22:33
Дмитрий Кузнецов
Сто минут вместо одного дня

На экраны кинотеатров вышла экранизация знаменитого произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Глеб Панфилов, классик нашего кино, автор таких фильмов как «В огне брода нет», «Начало» и «Тема», давно проявлял интерес к прозе Солженицына. Еще в 1964 г., учась на Высших режиссерских курсах, он снял короткий метр по рассказу «Случай на станции Кочетовка». В 2006 г вышел его телесериал по роману Солженицына «В круге первом». Сериал достаточно верен оригиналу, видимо, потому что сценарий для него написал сам Солженицын, и он же читает закадровый текст.

При жизни Александр Солженицын, по словам Панфилова, сетовал, что в России мало экранизаций его произведений. В 2008 г. писателя не стало, и он так не увидел экранизации самого знаменитого своего рассказа, опубликованного в 1962 г. И вот, спустя 13 лет после смерти автора, мы, наконец, имеем возможность ее увидеть. В зарубежной версии фильм называется «Сто минут Ивана Денисовича» (столько длится картина).

Те, кто помнит книгу, обнаружат, что Панфилов многое добавил от себя, буквально придумал биографию главного героя – Иван Денисович у него работник МТС, после призыва в армию сержант артиллерии, проходит парадом по Красной площади, потом война, плен, побег из плена, лагерь и стройка будущего космического завода, письма от дочки, и даже встреча с загадочной старицей в исполнении Инны Чуриковой – в общем, в фильме додумано многое, чего нет у Солженицына, и оставлено за кадром многое, что у Солженицына есть (например, предыстории других персонажей -  товарищей Ивана Денисовича по лагерной жизни).

Оправданы ли такие добавления к хорошо известному тексту? Наверное, Панфилов, с его успешным опытом режиссера и сценариста имеет на это право. Главное, что досочиненное Панфиловым, в принципе, не вызывает протеста и смотрится более-менее натурально, в духе оригинала – хотя это все-таки уже не Солженицын, а Глеб Панфилов – или некий сплав обоих авторов.

В картине мы видим героя при совершенно иных обстоятельствах, нежели в рассказе: в фильме Ивану Денисовичу остается отбыть в лагере всего десять дней – повод для постоянного ликования героя, на экране, в общем-то, не заметного. В оригинальном же рассказе Иван Денисович находится где-то на восьмом году своего нескончаемого срока, и описание одного дня его жизни завершается горькой и ироничной фразой: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…».

По поводу исполнителя главной роли: Филипп Янковский играет хорошо и, наверное, не зря получил свой приз на фестивале в Локарно, где фильм был впервые показан в августе этого года. Но на роль Ивана Денисовича – такого, каким мы его видим на страницах рассказа Солженицына – человека  простодушного, честного, здравомыслящего, свыкшегося с постоянной несправедливостью – словом, воплощения души русского народа – на эту роль интеллигентный, с веселым огоньком в глазах Филипп, на мой взгляд, не очень подходит.

К минусам фильма можно отнести и плоские образы отрицательных персонажей – немцев и надсмотрщиков в лагере. Злодеям в фильме не хватает глубины и убедительности, часто из-за плохой игры актеров, их исполняющих. То же самое относится и к некоторым второстепенным персонажам из числа лагерников – на экране они получились гораздо более бледными, чем описаны у Солженицына. А ведь, казалось бы – покажи историю жизни каждого из них, так как она описана в рассказе – и хватило бы с лихвой на сто экранных минут, и выдумывать и добавлять ничего не пришлось бы.

Словом, идя на фильм, зритель должен иметь в виду – Глеб Панфилов сделал свое собственное произведение по мотивам знаменитого рассказа. Насколько это ему удалось – опять-таки, решать вам.

AnaRender