В конце февраля в подмосковном Красноармейске в школе № 1 зафиксировали массовое отравление. Происшествие произошло спустя два дня после того, как питанием в учебном учреждении занялся комбинат питания «Вектор».
Администрация города и местные надзорные ведомства замалчивают подробности случившегося и, вероятно, выгораживают нового поставщика питания.
Причина может заключаться в причастности «Вектора» к крупному подмосковномукартелю , связанному с бывшим мэром Электростали Владимиром Пекаревым. Ещё в 2016 году картельную схему раскрыли эксперты Общероссийского народного фонда, а позже выводы подтвердила ФАС.
Ключевую роль в расследовании сыграл активист ОНФ Романов С., которого в 2020 годуотправили на принудительное лечение в психбольницу. Он считает, что это может связано с проведенной им работой по картелю. Романов пытается призвать к ответу депутатов, которые донесли на него. На основании этих доносов суд поместил его на психиатрическую реабилитацию в соответствующую лечебницу.
В ноябре минувшего года администрацией Красноармейска проводился конкурс на организацию питания в городских школах в 2021 году. Победителем стала компания «ПродФутСервис», которая передала исполнение контракта в субподряд организации «Полар». Второе место занял комбинат «Вектор».
22 января СМИ Москвы и Подмосковья сообщили о массовом заболевании детей в Красноармейске, связав инцидент с новым оператором питания. Однако проверка Роспотребнадзорапоказала , что причиной стала ротавирусная инфекция. ФАС также заняла сторону компании «Полар».
Несмотря на выводы экспертов, администрация города разорвала контракт и передала полномочия комбинату «Вектор».
По мнению главы «Полар» Людмилы Борисенко, между чиновниками Красноармейска и «Вектором» — партнерские отношения. На это, по её словам, указывает факт, что после инцидента в информационном поле не было никакого резонанса. Наоборот, чиновники отрицают связь отравления с новым оператором питания.
Причина смены риторики может заключаться в запланированном приходе «Вектора» на подмосковный рынок социального питания. Комбинат во время проведения тендера назначил максимально возможную цену, вероятно, рассчитывая на отсутствие реальной конкуренции.
По такой же схеме действовал раскрытый в 2017 году ФАС картель. Ранее эксперты ОНФ провелирасследование и установили среди участников более 20 компаний, учредителем которых выступал Владимир Жигач, бывший депутат Ногинска. Они принимали совместное участие в торгах, создавая видимость конкуренции для заключения контрактов по максимальным ценам.
К 2017 году общая сумма заключенных соглашений превысила 6,4 млрд рублей. В числе этих компаний находился и «Вектор», ранее носивший название «Ямкинский молочный завод», которое пришлось заменить после разоблачения картельного сговора. Согласно данным порталаRusprofile , соучредителем компании был Владимир Жигач.
Формальная смена владельца не означала, что Жигач утратил контроль над предприятием. Тем более что реально контролировать подмосковный рынок соцпитания может бывший мэр Электростали Владимир Пекарев, в 90-х годах владевший компанией «Ост-Алко».
В январе 2021 года в Электростали также зафиксировали массовое отравление детей. Поинформации издания «Тверская-13», виновником стал оператор питания «Экопродукт», связанный с Пекаревым. Как оказалось, учредителями этогопредприятия игруппы компаний «Экопродукт» выступают родственники и бывшие коллеги экс-мэра.
Например, в числе совладельцев значится Марина Радина, супруга бывшего главы Ногинского района Андрея Радина, ранее работавшего в компании «Ост-Алко» Пекарева. Владимир Жигач также был соучредителем ГК «Экопродукт», а позднее место заняла его супруга Ирина Жигач. В списке совладельцев также находится Елена Артёменко, которая возглавляла юридический отдел всё того же «Ост-Алко».
О причастности Пекарева к подмосковному картелю говорит и то, что несмотря на установление ФАС преступного сговора, экс-мэр Электростали назначил своим помощником Владимира Жигача. Вероятно, в их руках сосредоточен серьезный административный ресурс.
Оказалось, скандал не просто попытались замять. Как стало известно из обращения Романова (ключевого эксперта, раскрывшего схему картеля) к депутату Госдумы РФ Антону Гетте, его в начале 2020 года принудительно поместили в психбольницу более чем на 3 месяца. Основанием для этого стало судебное решение 02а-1269/2020.
В письме также отмечено, что в основу судебных разбирательств легли жалобы депутатов Павловского Посада Дубинского, Буланова и Слуцкина. Последний по совместительству занимал должность главврача Психиатрической больницы № 15.
Романов С. также утверждает, что были сфальсифицированы доказательства о его якобы неадекватном поведении. В основу такой информации легли показания некой Л. Выставкиной и её сына М. Выставкина. Причём мужчина на этот момент отбывал наказание за незаконное производство и сбыт наркотиков. Содействие МВД для привлечения его к уголовной ответственности оказывал как раз Романов.
Выходит, депутаты Павловского Посада отправили на принудительное лечение эксперта ОНФ, раскрывшего картельный сговор компаний, связанных с Пекаревым и Жигачом. Кроме того, именно в этом городе находится главный актив на рынке социального питания – ГК «Экопродукт».
По указанному Романовым номерусудебного дела выяснилось, что иск был подан 1 января, а рассмотрение дела произошло уже на следующий день.
Примечательно, что 1 января Жигач получил поздравление с днем рождения от своего начальника. Возможно, что отправка Романова на принудительное лечение стала своеобразным подарком Пекарева своему помощнику, репутация которого пострадала после расследования эксперта ОНФ.
Из этой истории следует, что раскрытие картельных сговоров может оборачиваться серьезными последствиями для гражданских активистов и журналистов. Причина этого заключается в отсутствии серьезных последствий для картелей и их организаторов. Ещё в 2017 году ФАС признало наличие преступного сговора между компаниями Жигача, однако никаких серьезных решений принято не было, а предприятия продолжают получать контракты.
В случае отравления детей депутаты с серьезным административным ресурсом могут прикрыть «свои» компании, а тем, кто раскрывает картельный сговор на рынке питания Подмосковья, грозит принудительное психиатрическое лечение.